Коммерческое обозначение - особенности охраны в России.

Коммерческое обозначение — это средство индивидуализации компаний.
Содержание:
  1. Что такое коммерческое обозначение?
  2. Когда возникают права на коммерческое обозначение и какой период времени действуют?
  3. Особенности использования.
  4. Особенности передачи прав на коммерческое обозначение.
  5. Пример регистрации коммерческого обозначения компании в качестве товарного знака.
  6. Способы защиты.

Что такое коммерческое обозначение?

Коммерческое обозначение может быть связано с фирменным наименованием или не иметь общих черт с ним.
Коммерческое обозначение не подлежит государственной регистрации, но охраняется законом согласно статье 1538 ГК РФ.
Норма статьи указывает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения.
Юридические лица в процессе функционирования, кроме стандартных регистрируемых средств индивидуализации компании, товаров и услуг, таких как товарные знаки и фирменные наименования, по законодательству Российской Федерации могут использовать коммерческие обозначения.
Положения закона о коммерческих обозначениях содержаться в статьях 1538-1541 ГК РФ.
Проверить возможность регистрации - бесплатно за 15 минут!
Проверка обозначения на возможность его регистрации в качестве словесного товарного знака.
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»

Когда возникают права на коммерческое обозначение и какой период времени действуют?

Права на коммерческое обозначение возникают у предприятия или группы предприятий при введении его в оборот, активном использовании в коммерческой деятельности.
При этом коммерческое обозначение должно обладать достаточной различительной способностью на рынке и выделяться на фоне конкурентов.
Обозначение должно отвечать критериям узнаваемости и известности.
Срок действия права на коммерческое обозначение не установлен законом, в отличие от срока неиспользования.
Максимальный перерыв в использовании составляет 1 год.
То есть, если предприятие в течение более одного года не использует коммерческое обозначение, исключительные права на него прекращают действие.
Срок установлен статьей 1540 ГК РФ.

Особенности использования коммерческих обозначений:

В отличие от средств индивидуализации, таких как товарные знаки, одно коммерческое обозначение может использоваться для идентификации нескольких компаний.
Использование товарного знака несколькими юридическими лицами не допускается, за исключением случаев использования на основе лицензионных соглашений или коллективного товарного знака.
Коммерческие обозначения в мире
Коммерческие обозначения.

Особенности передачи прав на коммерческое обозначение:

Коммерческое обозначение может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого используется:
  • по договору в порядке универсального правопреемства;
  • в случае заключения договора аренды предприятия.
Также использование возможно в случае заключения договора коммерческой концессии, при выполнении определенных условий.
Использование коммерческого обозначения не должно вводить в заблуждение потребителей в отношении принадлежности компании другому лицу, а также не должно до степени смешения походить на товарный знак, фирменное наименование или охраняемое коммерческое обозначение другого лица, чье право возникло ранее.

Пример регистрации коммерческого обозначения в качестве товарного знака:

Способы защиты коммерческого обозначения:

Согласно статье 1539 ГК РФ исключительные права на коммерческое обозначение подлежат правовой охране.
За неправомерное использование коммерческого обозначения предусмотрена ответственность.
Обладатель коммерческого обозначения в случае нарушения вправе требовать:
  • прекращения использования коммерческого обозначения;
  • компенсацию причиненных убытков.
Основной сложностью при рассмотрении дел о нарушении прав на коммерческое обозначение является доказывание принадлежности коммерческого обозначения компании истца.
Зачастую отсутствует доказательственная база для признания нарушения.
Для того чтобы упростить процесс доказывания нарушения прав, пресекать и максимально быстро прекращать неправомерное использование обозначения, следует зарегистрировать его в качестве товарного знака.
Товарный знак в значительной степени менее уязвим, чем коммерческое обозначение;
  • товарный знак обладает более мощной правовой защитой;
  • за нарушение предусмотрен существенный размер ответственности, который определен нормами права;
  • товарный знак можно передавать не только в составе предприятия;
  • срок досрочного прекращения правовой охраны товарного знака составляет три года по заявлению третьих лиц.
Неправомерное использование коммерческого обозначения преследуется по закону и может в себя включать - требование прекращения использования и компенсации причиненных убытков.
Основной сложностью при рассмотрении таких дел является наличие доказательной базы и сложность доказывания принадлежности коммерческого обозначения компании Истца.
Для того что бы упростить процесс и максимально быстро прекращать неправомерное использование обозначения следует зарегистрировать его в качестве товарного знака.

Коммерческие обозначения - реестр, особенности защиты в России.

В настоящий момент отсутствует такой объект как Реестр коммерческих обозначений, признанный Роспатентом в качестве легитимного источника данных. Законодательством не установлена процедура регистрации коммерческих обозначений (КО) в качестве средства индивидуализации, как например, регистрация товарного знака. При этом правовая охрана коммерческого обозначения закреплена в статье 1539 ГК РФ.
В российском законодательстве понятие КО появилось 1 января 2008 года с принятием части IV ГК РФ. В то время как статус коммерческого обозначения на международном уровне был закреплен еще в 1967 году.
Коммерческое обозначение относится к средствам индивидуализации наряду с фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания. КО является самым юридически незащищенным средством индивидуализации. Создание единого реестра несомненно усилило бы правовой статус коммерческого обозначения.

Идея:

Идея возникновения реестра коммерческих обозначений как одного из объектов средств индивидуализации заключается в запуске сервиса реализованного при помощи blockchain технологии, как наиболее инновационного и надежного сервиса хранения и обработки данных и итераций, либо путем запуска официального реестра КО как одного из объектов в Федеральной службе по интеллектуальной собственности с фиксацией выдачи свидетельств (но для этого пути необходима законодательная инициатива).
Для реализации второго варианта необходима законодательная инициатива.
Статья 1541 ГК РФ разъясняет соотношение прав между коммерческим обозначением и фирменным наименованием, между коммерческим обозначением и товарным знаком:
Исключительное право на Коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение охраняется независимо от охраны товарного знака.
Статья 1540 ГК РФ устанавливает действие исключительного права на коммерческое обозначение на территории РФ. Законодательная норма фактически означает, что использование схожего до степени смешения или аналогичного КО без разрешения правообладателя невозможно и будет являться нарушением.
Правообладателю стоит учитывать, что исключительное право прекращается, если коммерческое обозначение не используется непрерывно в течение года.
Отсутствие единого реестра приводит к конфликту интересов правообладателей. Без единой, закрепленной законодательно, общей базы КО возможны случаи умышленной или неумышленной регистрации чужого коммерческого обозначения в качестве фирменного наименования или товарного знака.
Кроме того, пункт 4 статьи 1539 устанавливает ограничение на переход прав на коммерческое обозначение. Исключительное право на КО может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого используется. Коммерческое обозначение также не может самостоятельно без другого объекта выступать предметом договора коммерческой концессии.
Также стоит отметить, что одним из преимуществ правообладателя зарегистрированного объекта КО является возможность пресечения использования схожих объектов.
Однако, говорить о больших санкциях за незаконное использование КО не приходится.

Преимущества защиты коммерческого обозначения:

В настоящее время защитить КО надежным способом правообладатель может путем регистрации коммерческого обозначения в качестве товарного знака. Это предоставит правообладателю ряд преимуществ.
  • Товарный знак
    • государственная регистрация исключительного права, установленная дата приоритета.
    • право можно передать другому лицу.
    • правовую охрану можно прекратить по решению суда, если правообладатель непрерывно в течение 3 лет не использовал объект.
    • за нарушение исключительных прав правообладателя предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность. Внушительный размер штрафов.
    1
  • Коммерческое обозначение
    • право установлено только законом, сложность доказывания приоритета.
    • передача права ограничена и возможна только в составе предприятия.
    • правовая охрана прекращается, если КО не использовали непрерывно в течение 1 года.
    • за нарушение исключительных прав правообладателя предусмотрена гражданская ответственность в виде прекращения незаконного использования и возмещения убытков.
    2

Запуск сервиса «Реестр коммерческих обозначений» позволит:

  1. Обеспечить контроль над задвоением прав на интеллектуальную собственность — существование идентичных коммерческих обозначений и товарных знаков. С помощью реестра заявители перед регистрацией товарного знака смогут провести поиск на совпадение с коммерческими обозначениями других правообладателей. Это исключит нарушение прав на коммерческое обозначение и негативные последствия для заявителя по товарному знаку. В данный момент возможность проверки отсутствует. Правообладателям доступна лишь такая мера как проведение поиска в сети интернет. Это ставит под угрозу будущее объектов, таких как ТЗ, которым выдается регистрации без проверки по коммерческим обозначениям. Из пп.1 п.3 ст. 1483 ГК РФ следует, что не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
  2. Снять с правообладателя бремя доказывания наличия исключительных прав на КО, при наличии регистрации в реестре. Всю модерацию комплекса имущественных прав будут проводить специалисты сервиса «Реестр коммерческих обозначений». КО будет зарегистрировано в соответствии с законодательством, что само по себе будет указанием на наличие исключительных прав. В настоящее время, компании при отстаивании своих интересов в суде зачастую не могут доказать факт наличия связи их юридического лица с коммерческим обозначением. Установление связи относится к юридическим тонкостям, в которых отпадает необходимость при введении в работу сервиса.
  3. Обеспечить контроль за продлением прав на коммерческие обозначения, внесенные в реестр — введение фиксированных пошлин наряду с другими средствами индивидуализации. Укрепление правового статуса КО также обеспечит возможность фиксации перехода прав на КО.
Основным преимуществом правообладателя зарегистрированного КО станет надежная правовая защита и пресечение недобросовестного использования со стороны других лиц.