Для защиты фирменного наименования необходима доказательная база, которая свидетельствует о нарушении со стороны третьих лиц.
Специалисты патентного бюро предложат оптимальный вариант защиты, исходя из условий каждого конкретного случая.
В случае установления обстоятельств неправомерного использования фирменного наименования правообладатель вправе предъявить к третьему лицу, которое допустило нарушение, требование о запрете использования фирменного наименования в аналогичных видах деятельности и требование о возмещении понесенных в связи с нарушением убытков.
- Досудебное урегулирование. Вопрос незаконного использования часто удается решить без передачи дела на рассмотрение суда, в ходе медиации, если нарушение неоспоримо и стороны смогли договориться об условиях пресечения нарушения.
- Административно-правовая защита. В основном применяется в делах о недобросовестной конкуренции с использованием товарных знаков в случае, если наименование компании зарегистрировано в качестве товарного знака. Такие вопросы рассматриваются:
- Палатой по патентным спорам (ППС);
- Федеральной антимонопольной службой (ФАС);
- Федеральной таможенной службой (ФТС).
- Гражданско-правовая защита. Используется в случае нарушений на зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности, когда фирменное наименование зарегистрировано в качестве товарного знака. Спор решается через арбитражный суд с определением размера ущерба и требованием компенсации.
- Уголовное преследование. Для привлечения ответчика к уголовной ответственности истцу необходимо собрать доказательную базу о неоднократном, преднамеренном использовании третьим лицом фирменного наименования, зарегистрированного в качестве товарного знака.
В случае судебного урегулирования спора, ответчику, кроме прекращения нарушения, выраженного в использовании фирменного наименования, суд может назначить материальную компенсацию.
Согласно положениям статьи 1515 ГК РФ, ответственность за незаконное использование товарного знака, устанавливается в размере
до 5 000 000 рублей или
в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, исходя из цены лицензионного договора, которую правообладатель назначил бы за законное использование.