Регистрация товарного знака предоставляет правообладателю исключительные права, которыми он вправе распоряжаться в полной мере, в том числе продавать, передавать.
Переход прав от правообладателя к другому лицу называется отчуждением прав. При отчуждении право на товарный знак в полном объеме переходит к другому лицу.
Продажа товарного знака — один из способов извлечения прибыли из этого вида интеллектуальной собственности.
Договор об отчуждении исключительного права регулирует статья 1234 ГК РФ. Положения статьи 1488 ГК РФ содержат нормы, в частности, об отчуждении товарных знаков.
Продать права на товарный знак можно как в части — по отдельным классам МКТУ, так и в полном объеме в отношении всех товаров и услуг, по которым зарегистрирован товарный знак.
Для успешной и выгодной продажи товарного знака важно учесть ряд вопросов и предпринять ряд действий:
Проверка документации:
- наличие действующей регистрации;
- проверка обременений — наличие действующих лицензионных договоров или договоров коммерческой концессии по товарному знаку, проверка на предмет залога.
Обременения не ограничивают возможность продажи, но зачастую влияют на стоимость или решение приобретателя о покупке.
Оценка.
Перед продажей важно оценить товарный знак как актив. Грамотная оценка поможет определить цену договора и обосновать стоимость покупателю, учтет интересы продавца и поможет заключить договор на выгодных условиях.
При оценке и формировании цены договора об отчуждении, правообладатели учитывают не только стоимость товарного знака, но и затраты на действия по продаже — оплата госпошлины, досрочное прекращение лицензионных договоров или договоров коммерческой концессии, если покупатель просит до продажи избавиться от обременений.
Стоимость договора увеличит продажа или отказ от других средств индивидуализации совместно с товарным знаком и издержки правообладателя, связанные с этим.
Например, смена фирменного наименования, отказ от одноименного доменного имени или его продажа покупателю совместно с товарным знаком.
При отчуждении прав на товарный знак правообладателю стоит учесть препятствие в виде ограничения на отчуждение товарного знака в случае, если действие приведет к заблуждению потребителя в отношении товара или изготовителя.
Такое возможно когда:
- фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя выступает частью отчуждаемого товарного знака;
- правообладатель владеет исключительными правами на ряд схожих товарных знаков с общим характерным узнаваемым элементом и продает один из таких товарных знаков;
- правообладатель владеет доменным именем, которое совпадает со словесными элементами товарного знака;
- продажа товарного знака по части товаров и услуг в то время, как права на товарный знак по схожему классу МКТУ остаются у правообладателя. Например, в 30 и 31 классах МКТУ присутствуют схожие товары. Нельзя продать товарный знак по 30 классу и продолжать пользоваться 31 — это введет в заблуждение потребителей относительно товара и изготовителя.
Составление договора отчуждения прав для продажи.
Документ должен отвечать требованиям закона и отражать интересы сторон.
При заключении договора важно учитывать:
- письменную форму — несоблюдение приведет к недействительности сделки;
- возмездность — при отсутствии в договоре условий о вознаграждении, договор не считается заключенным.
Если передача прав происходит на безвозмездной основе, это необходимо указать в договоре. Между коммерческими организациями безвозмездное отчуждение запрещено.
Государственная регистрация отчуждения прав на товарный знак — обязательное условие, так как исключительное право на товарный знак подлежит государственной регистрации.
Согласно положениям пункта 4 статьи 1234 ГК РФ, право переходит к новому правообладателю только с момента государственной регистрации. Без государственной регистрации договор недействителен.
Для государственной регистрации договора в Роспатент предоставляют пакет документов:
- заявление по образцу ведомства;
- договор об отчуждении прав;
- подтверждение оплаты госпошлины.