Регистрация логотипа, изображения в качестве комбинированного товарного знака.

Логотип компании (юридического лица) — графический элемент или символ, элемент имиджа, который юридическое лицо использует для целей идентификации и узнаваемости при реализации товаров и услуг на рынке.
Содержание:
  1. Особенности регистрации и защиты логотипа компании.
  2. Особенности проверки на предмет тождественности и сходности до степени смешения с другими логотипами.
  3. Территория действия исключительных прав на логотип, зарегистрированный в качестве товарного знака.
  4. Ответственность и размер денежной компенсации за незаконное использование логотипа компании.
  5. Что делать если обнаружен схожий логотип.
  6. Срок регистрации и срок действия исключительного права на логотип, зарегистрированный в качестве товарного знака.
  7. Порядок регистрации.

Особенности регистрации и защиты логотипа компании:

Запоминающийся логотип — эффективное средство для индивидуализации коммерческого предприятия.
Логотип компании, как правило, состоит из изобразительной (графической) части и словесного обозначения.
Для обеспечения правовой охраны логотипа его необходимо зарегистрировать надлежащим образом.
Важным преимуществом словесной части обозначения компании, зарегистрированного надлежащим образом и охраняемого законом, является защита одноименного доменного имени во всех доменных зонах, согласно зарегистрированным классам МКТУ.
Заявители часто разбивают логотип на две части, подают две заявки на регистрацию, в которых выделяют изобразительную часть (рисунок) и отдельно словесную часть.
При регистрации словесной части важно соблюдать установленные требования:
  • описательность и общеупотребительность словесного обозначения.
Пример: Слово "Хлеб" в 30 классе МКТУ однозначно описывает то, что компания производит и продает.
По требованиям патентного ведомства и согласно статье 1483 Гражданского Кодекса РФ регистрация такого описательного обозначения с предоставлением правовой охраны и монополии на использование недопустимо;
  • в случае совпадения словесной части логотипа с существующими коммерческими обозначениями, фирменными наименованиями, общеупотребительными словами, наименованиями органов государственной власти, наименованиями мест происхождения товара;
  • в случае, когда логотип не отвечает общественным интересам, не соответствует принципам гуманности и морали;
  • в случае использования сочетания букв, которые не имеют смыслового словесного значения (АВС, ФЫВ).
Для регистрации изобразительной части также установлены требования, которые заявитель должен соблюдать.
При регистрации изобразительной (графической) части важно не нарушать авторские права на изображения и графические элементы, не использовать фотографии третьих лиц без согласия.
Изобразительная часть также должна отвечать принципам гуманности и морали, не противоречить общественным интересам.

Особенности проверки логотипа на предмет тождественности и сходности до степени смешения:

Словесную часть логотипа довольно легко проверить через формы поиска по зарегистрированным товарным знакам и заявкам на них.
При этом важно провести поиск словесного обозначения в сети интернет через поисковые системы Yandex, Google на предмет использования слова (словосочетания) в коммерческих целях третьими лицами (коммерческие обозначения).
Рисунок логотипа рекомендуется проверить через поиск по картинкам в поисковых системах Яндекс Картинки (https://yandex.ru/images/) и Google Картинки (https://images.google.ru/).
Указанные сервисы позволяют подгрузить изображение логотипа и провести поиск на предмет совпадения.
Логотип компании ТМ
Пример: Логотип компании - зарегистрированный как товарный знак.
Проверить возможность регистрации - бесплатно за 15 минут!
Проверка обозначения на возможность его регистрации в качестве словесного товарного знака.
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»

Территория действия исключительных прав на логотип:

Логотип, зарегистрированный в качестве товарного знака, обладает всеми исключительными правами, которые распространяются на юрисдикции действия товарного знака, то есть действуют на территории стран, в которых товарный знак зарегистрирован. Заявка на международную регистрацию подается отдельно.
Заявитель может выбрать подходящий способ регистрации товарного знака за рубежом, а именно через национальные ведомства каждой страны или с помощью международных соглашений, участниками который является Российская Федерация, например регистрация по Мадридской системе.

Какая ответственность и размер денежной компенсации за незаконное использование логотипа?

Статья 1515 ГК РФ устанавливает ответственность за незаконное использование товарного знака.
Правовая норма устанавливает размер денежной компенсации за незаконное использование логотипа компании, зарегистрированного в качестве товарного знака, который может составлять до 5 000 000 рублей, или равняться двукратному размеру стоимости права использования товарного знака.
В зависимости от нарушения также может применяться административная и уголовная ответственность.
  1. Административная ответственность указана в статье 14.10 КоАП РФ.
  2. Уголовная ответственность содержится в статье 180 УК РФ.

Что делать если обнаружен схожий логотип на просторах сети интернет или среди зарегистрированных товарных знаков?

Если в процессе создания логотипа не обнаружено схожих до степени смешения элементов, а в процессе регистрации товарного знака заявитель столкнулся с их обнаружением, не стоит сразу отказываться от созданного логотипа.
Специалист в области регистрации подскажет варианты решения проблемы.
В результате проведения экспертизы эксперт (патентный поверенный) распишет возможные риски и основания для претензий со стороны третьих лиц, предложит варианты выхода из сложившейся ситуации.
В случае заимствования изображений из стоков (сервисов продажи изображений) имеет смысл ознакомиться с порядком приобретения лицензии и выкупить необходимое изображение, чтобы стать единственным правообладателем, соблюсти законность использования составных частей товарного знака (элементов дизайна).

Срок регистрации и действия исключительного права на логотип:

Регистрация логотипа составляет срок от 2-ух недель до 18 месяцев.
Срок правовой охраны логотипа, который зарегистрирован в качестве товарного знака на территории РФ составляет 10 лет с возможностью продления.
Важно помнить, что в случае неиспользование логотипа, который зарегистрирован в качестве товарного знака в течение трех лет, любое заинтересованное лицо может подать заявку об аннулировании товарного знака.

Какой порядок регистрации логотипа?

Процесс регистрации логотипа в патентном ведомстве совпадает с процессом регистрации изобразительного или комбинированного товарного знака.
Отличительная особенность регистрации логотипа — повышенные патентные пошлины при регистрации за рубежом.

Комбинированный товарный знак

Комбинированный товарный знак представляет из себя совокупность изобразительной и словесной части.

Какие обозначения могут быть зарегистрированы в качестве комбинированных товарных знаков?

  1. Логотип — символ компании, часть фирменного стиля, разработанный для компании не схожий до определенной степени с существующими товарными знаками или заявками, которые поданы на регистрацию;
  2. Бренд — регистрации может подлежать весь комплекс элементов фирменного стиля компании;
  3. Коммерческое обозначение в графическом выражении регистрируют для идентификации предприятия, товаров, услуг;
  4. Отдельным видом комбинированных товарных знаков можно выделить этикетки. Этикетка совмещает словесные и изобразительные элементы в характерном цветовом исполнении.

Чем комбинированный товарный знак отличается от других видов товарных знаков?

Это наиболее популярный и востребованный на рынке вид товарного знака, так как комбинированный товарный знак сочетает в себе все плюсы регистрации изобразительного и словесного товарного знака.
Элементы не запрещено использовать по отдельности, но важно учитывать нюансы такого использования.
Если не использовать товарный знак в том виде, в котором он зарегистрирован, возникает риск досрочного прекращения правовой охраны.
Если правообладатель планирует использовать словесную и изобразительную части чаще по отдельности, правильным решением будет отдельная регистрация этих элементов.
При успешной регистрации комбинированного товарного знака правовая охрана предоставляется всем элементам, за исключением тех, которые ведомство укажет в качестве неохраняемых.
Важно знать:
  1. Чем больше элементов использовано в комбинированном товарном знаке, тем проще недобросовестным участникам рынка создать схожий товарный знак;
  2. Максимальный перерыв в использовании комбинированного товарного знака составляет три года. Если правообладатель не использует товарный знак свыше трех лет, он может быть аннулирован по требованию заинтересованного лица;
  3. При регистрации целесообразно провести подробный поиск по открытым базам ФИПС и базам заявок на регистрацию, включая международные базы, с целью выяснения возможности регистрации. Проверить нужно отдельно как словесную, так и изобразительную часть;
  4. Стоит учитывать, что ведомство может отказать и в регистрации товарного знака, обозначение которого уже используется, но не было зарегистрировано ранее.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ:

Примеры из практики об отказе в регистрации комбинированного товарного знака, который не обладает различительной способностью:

  1. https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/f7ba246f-7ec1-43e1-a595-e559bb845cbb/7aca4628-55a8-4fe8-a399-1577748fc3a8/SIP-653-2020_20201214_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True
  2. https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/35ea3c9b-4764-44e7-8a91-1f6c877ba85c/6bf5bd7a-2a7b-43d9-a191-9febf0d9b5ee/SIP-1045-2019_20200325_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True

Плюсы и минусы комбинированного знака:

Плюсы:

  1. Словесная часть, помимо прочего, дает возможность охраны доменных имен при совпадении;
  2. Изобразительная часть предоставляет монополию на использование рекламных и идентифицирующих материалов. Позволяет блокировать изображения тождественные или схожие до степени смешения;
  3. Части комбинированного товарного знака могут использоваться правообладателем для регистрации иных товарных знаков и формировать группу брендов и единый фирменный стиль;
  4. Словесную часть можно использовать в звуковом исполнении — это расширяет возможности использования. Пример — аудио реклама.

Минусы:

  1. Для международной регистрации комбинированного товарного знака установлены повышенные пошлины;
  2. Сложность проверки и как следствие более долгий процесс прохождения экспертизы по существу в Роспатенте. Экспертиза, как правило, укладывается в рамки регламента Роспатента, но не быстрее — как это часто происходит для словесных товарных знаков;
  3. Комбинированный товарный знак — сложный составной объект. Если на этапе экспертизы ведомство выявит тождественные охраняемым товарным знакам элементы, в регистрации откажут.

Имеет ли значение цвет товарного знака:

Перед заявителями часто встает вопрос регистрировать товарный знак в цвете или в черно-белом.
Как правило, этот критерий не имеет значения для товарных знаков с ярко выраженными доминирующими элементами.
Заявителям регистрируется цветной вариант обозначения в том случае, когда цвет имеет определяющее значение, в том числе в вопросе узнаваемости товарного знака потребителями.
Но, если правообладатель в дальнейшем решит поменять цвет товарного знака — новое цветовое решение может характеризует товарный знак как новый, соответственно может понадобиться новая регистрация.
В дальнейшем, если заявитель захочет регистрировать цвет в качестве охраняемого элемента, в определенных классах МКТУ, наличие ранее зарегистрированного цветного товарного знака с аналогичным цветом станет преимуществом.

Можно ли зарегистрировать изображение и слово одновременно, прописав в одной заявке?

Если да, то можно ли будет использовать изображение и слово по отдельности на товарах?
Например, где-то только слово, а где-то - изображение, или они должны идти вместе?
Если в заявках и зарегистрированных товарных знаках, есть уже такое слово (логотип, бренд), откажет ли Роспатент?
Доброго дня.Можно ли зарегистрировать изображение и слово одновременно, прописав в одной заявке?
– Да.
В данном случае Вы будите регистрировать комбинированный товарный знак.
Если да, то можно ли будет использовать изображение и слово по отдельности на товарах? – Да это правомерно.
Вопрос охраноспособности отдельных частей товарного знака, то есть если в процессе регистрации товарного знака дискламированных элементов (вынесенных за охрану) не будет – то обеспечивается охрана и изображения и слова, словосочетания входящих в товарный знак, но это не 100% вариант – нужно в каждом конкретном случае рассматривать отдельные элементы.
И в случае нарушения прав на них проводить экспертизу товарного знака в отношении предполагаемого нарушения.
Если в заявках и зарегистрированных товарных знаках, есть уже такое слово (логотип, бренд), откажет ли Роспатент?
Если доминирующий элемент Вашего товарного знака уже используется другими участниками рынка в качестве, коммерческого обозначения, фирменного наименования, или на данный элемент подана заявка в патентное ведомство – вполне возможно получить отказ в регистрации. Процесс оспаривания такого решения – подробнее здесь.