Изобразительный товарный знак - особенности регистрации и защиты.

К изобразительным товарным знакам относятся обозначения, представляющие собой картинку, в которой нет словесных элементов.
Содержание:
  1. Примеры изобразительных товарных знаков.
  2. Могут ли словесные элементы регистрироваться в качестве изобразительных товарных знаков?
  3. В чем преимущества и недостатки регистрации?
  4. Какие объекты можно зарегистрировать в качестве изобразительного товарного знака?
  5. Что важно знать?
  6. Пошаговая инструкция по регистрации в России.

Примеры изобразительных товарных знаков:

В качестве изобразительного товарного знака можно зарегистрировать изображения предметов, персонажей, композиционные решения, линии, фигуры, орнамент и другое.
Как правило, изобразительными товарными знаками маркируют товары, создают упаковку и этикетки, размещают их на вывесках, используют как логотипы или эмблемы без текстовых элементов.
Проверить возможность регистрации - бесплатно за 15 минут!
Проверка обозначения на возможность его регистрации в качестве словесного товарного знака.
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»

Могут ли словесные элементы регистрироваться в качестве изобразительных товарных знаков?

Словесные элементы могут зарегистрировать в качестве изобразительного товарного знака.
На практике порой случается, что зарегистрировать словесную часть товарного знака не представляется возможным – тогда словесную часть стилизуют в виде изобразительного элемента - определенного уникального шрифта.
Такой вариант регистрации товарного знака целесообразно использовать в случае, если:
  1. Заявитель продолжительное время присутствует на рынке и не планирует видоизменять товарный знак. Изменения нежелательны.
  2. Правообладатели тождественной или схожей до степени смешения словесной части отказываются давать разрешение на регистрацию словесной части.
  3. Словесная часть товарного знака выражена цифро-буквенным элементом, который не несет семантической составляющей и не может быть зарегистрирован в качестве слова или словосочетания.

В чем преимущества и недостатки?

Плюсы:

  1. Заявитель в случае успешной регистрации получает товарный знак, правовая охрана которого устанавливает для правообладателя монополию на право использования данного изображения в целях индивидуализации товаров, услуг, предприятий на территории стран, в которых он зарегистрирован;
  2. Потребители лучше запоминают визуальные товарные знаки.
Помимо прочего, в качестве словесного товарного знака не регистрируют:
  1. Товарные знаки, сходные до степени смешения с фирменными наименованиями и коммерческими обозначениями или их элементами, которые ранее возникли у других лиц;
  2. Названия идентичные известным в РФ произведениям науки, литературы или искусства, именам персонажей или цитатам из произведений, если не получено согласие правообладателя на указанные объекты интеллектуальной собственности, элемента государственной символики;
  3. Имена, псевдонимы и производные от них без согласия лица, которому они принадлежат.

Минусы:

  1. Изобразительные товарные знаки не охраняют названия доменных имен в сети интернет.
  2. Если в товарном знаке можно усмотреть словесные элементы – их упоминание, произношение – не охраняются;
  3. Без текстовой составляющей отсутствует возможность звукового воспроизведения товарного знака.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ:

Пример из практики о нарушении прав на изобразительный товарный знак:

https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/2655809f-49f2-4455-8d01-5c98cfe8d6f6/89406951-9442-41c3-89d2-3aa56ae49293/A73-16339-2020_20210430_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True

Какие объекты могут быть зарегистрированы?

  1. Логотип - символ компании, часть фирменного стиля, разработанный для компании не схожий до определенной степени с существующими товарными знаками или заявками, которые поданы на регистрацию;
  2. Бренд (элементы бренда компании)- регистрации может подлежать весь комплекс элементов фирменного стиля компании, в случае выделения отдельных элементов, имеющих различительную способность;
  3. Этикетка для размещения на упаковке товара.

Что важно знать?

  1. В случае использования изобразительной части в товарном знаке важно убедиться в соблюдении авторских прав на составные элементы. Статьей 1483 ГК РФ установлено, что запрещено использовать в том числе произведения искусства или элементы таких произведений в качестве товарного знака без получения разрешения от правообладателя.
  2. При регистрации изобразительного товарного знака необходимо провести подробный поиск по открытым базам ФИПС и базам поданных заявок включая международные базы, чтобы минимизировать риск отказа в регистрации по причине тождественности с охраняемым товарным знаком. Предварительный поиск также снизит вероятность претензий со стороны других правообладателей с более ранним приоритетом в случае успешной регистрации и использования товарного знака.
  3. Поиск осуществляется по описательным тегам, вариаций описания изображений может быть очень много. Успешная регистрация и выдача свидетельства не исключают претензии со стороны третьих лиц с более ранним приоритетом по заявке. Споры вероятны и в том случае, когда изображение было введено в гражданский оборот - поиску совпадений по этому критерию следует уделить особое внимание.
  4. Если товарный знак зарегистрирован, его нужно использовать. Максимальный временной перерыв в использовании товарного знака равен 3 (трем) годам. После истечения указанного срока любое заинтересованное лицо вправе подать прошение об аннулировании неиспользуемого товарного знака.
  5. Установление факта использования изобразительного товарного знака в определенных классах МКТУ на территории, схожего или не схожего до степени смешения можно определить через экспертизу товарного знака.