Роялти – это периодический платеж, выраженный в фиксированной форме или в форме процентов от установленной сторонами величины.Роялти представляет собой денежное вознаграждение, выплачиваемое за использование объектов интеллектуальной деятельности, в том числе товарных знаков.
Например, процент от прибыли, которую приносит использование товарного знака.
Выплата роялти при использовании товарного знака регулируется
лицензионным договором.
Стороны согласовывают порядок и сумму выплат.
Пример товарного знака с зарегистрированными лицензионными соглашениями:
При согласовании размера роялти лицензиат и лицензиар, как правило, учитывают ряд факторов:
- объем предоставляемых прав по договору – на исключительную лицензию ставка обычно больше, чем на неисключительную;
- уникальность – если для сделки имеет значение конкретный товарный знак, цена может быть выше из-за исключительности предложения. В то время как при возможности выбора, при наличии конкурентных предложений размер роялти может меняться в меньшую сторону. Такое условие учитывается при формировании размера роялти, если лицензиат делает выбор из нескольких товарных знаков;
- goodwill (репутация) товарного знака – если у компании-правообладателя сложилась определенная положительная репутация на рынке, то размер платежей за использование товарного знака будет выше;
- рыночная стоимость товарного знака – подтверждается оценкой;
- отсутствие обременений – если по товарному знаку уже заключены лицензионные договоры или он выступает предметом залога, размер роялти может быть снижен.
При формировании роялти стороны могут учитывать иные факторы по своему усмотрению.
Для расчета платежей за использование товарного знака принято учитывать привязку размера роялти к рыночной стоимости товарного знака или исходить из процентных отчислений от объема продаж или чистой прибыли.
Размер роялти должен быть экономически обоснован, иначе могут возникнуть сложности с налоговым учетом сумм по лицензионному договору.
Для определения ставки роялти применяют методы, применяемые к оценке товарного знака:
- затратный;
- доходный;
- сравнительный.
Наибольшей популярностью пользуется доходный метод, так как он отражает реальные результаты использования товарного знака и доходы от его использования.