Предметом рекламного договора выступает создание и размещение рекламных материалов для продвижения бренда или продукта клиента, а также другие работы и услуги, направленные на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Договор, как правило, заключают по конструкции оказания услуг. Однако, в случае, когда предмет содержит положения о создании рекламных материалов и передачу результата работ заказчику, договор становится смешанным и в части работ по созданию в зависимости от условий сделки применяются положения о подряде и лицензионном договоре. К отношениям в сфере рекламы применяется специальное законодательство — Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
1. Какие разделы и положения включить в договор на рекламные услуги?
Термины и определения — в рекламной сфере присутствует специфика. Стороны должны одинаково понимать, что означает термин. При этом, если понятие считается общеизвестным, то включать термин в раздел нет необходимости. То же относится к определениям, которые встречаются по тексту единожды. В этом случае лучше дать понятие в тексте условия, а не включать в раздел. Так договор станет понятнее и проще для восприятия.
Предмет договора описывает общий перечень рекламных услуг, которые исполнитель обязуется выполнить, а заказчик оплатить.
Права и обязанности — развернутое описание обязательств сторон. Если договор рамочный и заключается в целях длительного сотрудничества, то конкретные условия оказания услуг и выполнения работ лучше вынести в отдельные документы, например, приложения или заявки. И оформлять их в зависимости от установленного сторонами периода услуг, например, ежемесячно. Из рекламного договора должно точно следовать кто выступает рекламодателем, рекламораспространителем и рекламоизготовителем, так как ФЗ О рекламе содержит положения об ответственности каждого из указанных субъектов.
Условия по оплате услуг и порядок сдачи-приемки. Для оказания услуг акт не обязателен, но договором лучше предусмотреть подписание такого документа. Составлять и подписывать акт необходимо, чтобы исполнитель мог обосновать объем оказанных услуг, а заказчик принять их в подтверждение отсутствия претензий, подписав документ. Если договор содержит условия о создании рекламных материалов, то акт обязателен в силу положений ГК о подряде.
Отчетность — помимо акта в договоры на рекламные услуги, как правило, включают пункт о предоставлении медийной отчетности по рекламной кампании. В зависимости от медиа, в котором продвигали объект рекламирования и разместили рекламную информацию это может быть: фотографический отчет, эфирная справка, данные статистики о количестве показов или переходов, скриншоты и т. д. Дополнительная отчетность подтверждает объем и качество услуг.
Права на результаты интеллектуальной деятельности. Если заказчик предоставил исполнителю готовую рекламу, рекомендуется обозначить ответственность последнего за соблюдение законности использования материалов. Если рекламу создает исполнитель — важно предусмотреть условия передачи прав на созданные объекты. По общему правилу к результатам интеллектуальной деятельности применяются положения статьи 1296 ГК РФ.
Ответственность сторон. Стороны устанавливают положения об ответственности в качестве регулятора и стимула к отсутствию нарушений. Помимо подтвержденных убытков, срыв или рекламная кампания, проведенная с нарушениями, часто приводят к упущенной выгоде, которую трудно доказать в суде. Условия об ответственности, прописанные в договоре, призваны покрывать подобные риски.
Условия досрочного расторжения, отмены и приостановки рекламных кампаний. Важный пункт рекламного договора, который связан со спецификой услуг. Приостановка или отказ от рекламной кампании на практике случается не только по инициативе сторон договора, но и по требованию третьих лиц, включая контролирующие органы. Отношения в сфере рекламы связаны с риском нарушения рекламного законодательства и положений об интеллектуальной собственности, которые могут повлечь требование о прекращении рекламной кампании. Стороны могут оговорить условия подробно до момента инцидента и действовать в соответствии с согласованным планом.
Конфиденциальность — рекламная стратегия, идея, план содержат коммерческую ценность и выступают ценным инструментом в продвижении бренда. То же относится к результатам рекламных кампаний. Сторонам договора надлежит оговорить какую информацию важно сохранить в тайне как в течение срока действия, так и после завершения сотрудничества.
2. Помимо договора оказания услуг в рекламной среде используют агентский договор:
Агентские договоры делят на два вида (пункт 1 статьи 1005 гк рф):
По модели поручения — агент действует от имени и за счет принципала.
По модели комиссии — агент действует от своего имени, но за счет принципала.
Заключение договора на рекламные услуги с профильным агентством — распространенная практика, так как для бизнеса вопрос продвижения часто проще делегировать профессионалам. Агент выступает третьим лицом между клиентом — рекламодателем и площадкой — рекламораспространителем и берет на себя обязательства по реализации рекламных кампаний за плату. В агентском договоре важно учесть те же условия, что и в договоре оказания услуг, дополнив обязательными для этого вида договоров положениями, установленными главой 52 ГК РФ.