Как зарегистрировать товарный знак в России самостоятельно?

Содержание:
  1. Что такое товарный знак?
  2. Для чего необходимо регистрировать товарный знак?
  3. Могут ли быть зарегистрированы два и более одинаковых (похожих) товарных знаков?
  4. Кто может зарегистрировать товарный знак в России?
  5. Какие необходимы документы для получения услуги?
  6. Что можно регистрировать в качестве товарного знака?
  7. Какие бывают виды товарных знаков?
  8. Как происходит регистрация товарного знака?
  9. Сколько стоит регистрация товарного знака в РОСПАТЕНТЕ?
  10. Время регистрации товарного знака и срок его действия.
  11. Нормативно-правовые акты в области регистрации товарных знаков.

Что такое товарный знак (понятие):

Товарный знак (товарная марка, знак обслуживания) — это обозначение (картинка, слово, словосочетание или их совокупность) на которое признаются исключительные права, цель которого обеспечить различие (индивидуализировать) товарам или услугам юридических лиц (ООО, АО, НКО...) и индивидуальных предпринимателей (ИП).
При использовании товарные знаки могут помечаться «®» (Registered) или «™» (Trade Mark).
На территории РФ «®» (Registered) - может применяться только к зарегистрированным товарным знакам!

Для чего регистрируют товарный знак?

Регистрация обозначения в качестве товарного знака дает бизнесу (правообладателю) ряд преимуществ:
  1. Установить точное время возникновения исключительного права на Ваше обозначение (дата регистрации заявки на товарный знак) определенное государственным патентным органом (РОСПАТЕНТОМ).
  2. Блокировать недобросовестных конкурентов использующих схожие или идентичное с Вашим товарным знаком обозначения в виде маркировок товаров (услуг), коммерческих обозначений, рекламных вывесок, фирменных наименований, доменных имен и т.д.
  3. Возможность получать значительную денежную компенсацию за нарушение исключительных прав на Ваш товарный знак.
  4. В отсутствии необходимости доказывать в судебных спорах приоритет (более раннее использование) Вашего обозначения относительно обозначения конкурентов.
  5. Получать обеспечительные меры в случае нарушений прав (пример: блокирование возможности смены администратора доменного имени).
  6. По упрощенной процедуре взаимодействовать с информационными посредниками (web площадками, хостерами, регистраторами доменных имен, агрегаторами товаров и услуг, поисковыми системами ) для блокирования контрафактной продукции (предлагаемых услуг) размещаемой на их площадках, а в случае отказа в удовлетворении Ваших законных требований привлекать их к ответственности.
Проверить возможность регистрации - бесплатно за 10 минут!
Проверка обозначения на возможность его регистрации в качестве словесного товарного знака.
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»

Могут ли быть зарегистрированы два и более одинаковых (похожих) товарных знаков?

Когда заявитель регистрирует товарный знак он получает монополию на определенное обозначение выраженное в этом товарном знаке но только в тех классах МКТУ (видах хозяйственной деятельности предприятия) в которых он зарегистрирован.
То есть если Вы зарегистрировали товарный знак к примеру в 9, 25 и 35 классах МКТУ, теоретически схожее или идентичное обозначение может быть зарегистрировано в остальных 42 классах.
Исключение составляют общеизвестные товарные знаки они по умолчанию охраняются во всех 45-ти классах МКТУ.
Обратите внимание что если Вы регистрируете товарный знак с дискламированными элементами, то конкуренты могут регистрировать схожие обозначения в тех же классах МКТУ!
Дискламация (от англ. «disclaimer» — отказ, отречение) — это предусмотренное законом исключение из правовой охраны какого-либо элемента заявленного обозначения.

Кто может зарегистрировать товарный знак в России?

Обладателями исключительных прав (правообладателями) на товарный знак (знак обслуживания) в Российской Федерации могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Иностранные компании также могут регистрировать и быть правообладателями товарных знаков в России.
Физические лица на территории РФ регистрировать и распоряжаться правами на товарный знак не имеют права (возможны изменения в 2022 году - новый закон с самозанятыми).

Какие необходимы документы для получения услуги?

Набор документов и данных минимален.
Вам необходимо знать реквизиты юридического лица на которое регистрируется товарный знак:
  • ИНН,
  • юридический адрес,
  • адрес для переписки (может совпадать с юридическим),
  • банковские реквизиты (плательщиком государственных пошлин может быть и другое юридическое лицо, это следует указать в заявлении на регистрацию)
Предоставить само обозначение в формате .jpeg (или иных распространенных форматах для изображений). Изображение должно иметь достаточное качество и уровень разрешения.
Обратите внимание что если изображение имеет не нейтральный фон, например серый, экспертиза Роспатента запросит Вас либо указать цвет фона в качестве одного из цветов товарного знака или предоставить изображение на белом фоне.
Товарный знак
Изображение обозначения для регистрации в качестве товарного знака.

Что можно регистрировать в качестве товарного знака?

Что бы не в даваться в подробное и довольно обширное описание требований применяемых к обозначениям предлагаемым к регистрации в качестве товарного знака, сформулируем кратко: можно регистрировать обозначения имеющие различительную способность, не описательный характер и не схожих с существующими товарными знаками.
Подробнее с основаниями для отказа в регистрации товарного знака можно ознакомиться в статье 1483 ГК РФ.
Как правило в качестве товарного знака регистрируют:
  • Логотип
  • Название
  • Фирменное наименование
  • Слоган
  • Доменное имя
  • Элемент фирменного стиля (бренд)

Какие бывают виды товарных знаков?

Товарные знаки подразделяются на 2 основные категории.
1. Традиционные:
2. Нетрадиционные:
  • Звуковые (Звук в качестве товарного знака)
  • Цветовые (Цвет в качестве товарного знака)
  • Объемные (Трехмерный объект)
Кроме того можно выделить:
  • Наименование места происхождения товара (НМПТ)
  • Географические указания
  • Коллективные товарные знаки
  • Общеизвестные товарные знаки

Как происходит регистрация товарного знака?

После того как Вы определились с обозначением которое хотите регистрировать до момента получения свидетельства на товарный знак необходимо пройти несколько стадий:
  • Проверка обозначения на уникальность. Поможет изначально определить наличие похожих товарных знаков и избежать: претензий в Вашу сторону от правообладателей, траты денег на государственные пошлины (они не возвращаются).
  • Подготовка и подача заявления на регистрацию товарного знака в Роспатент. Согласие на обработку персональных данных. Документы подтверждающие оплату патентных пошлин по п.п. 2.1 и 2.4. Размер патентных пошлин можно рассчитать через Калькулятор пошлин https://www1.fips.ru/podacha-zayavki/kalkulyator-poshlin/index.php. Данные документы можно подать через:
  1. Почту России. Необходимо распечатать заявление и согласие, подписать, отправить по адресу Роспатента (Получатель: ФИПС (Федеральный Институт Промышленной Собственности) Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, Российская Федерация контактный номер: Телефон: +7 (499) 240-6015. В письме указать: Предоставление заявления на регистрацию товарного знака. В этом случае дальнейшую переписку с ФИПС Вы также ведете через почтовую корреспонденцию.
  2. Через сайт гос. услуг (www.gosuslugi.ru/16569/10/info). Для подачи документов требуется регистрация на сайте и наличие электронно цифровой подписи.
  3. Через личный кабинет АРМ Регистратор Роспатента (kpsrtz.fips.ru/User/Login). Для подачи документов требуется регистрация на сайте и наличие электронно цифровой подписи.
  • Прием документов Роспатентом и проведение формальной экспертизы. На данном этапе эксперты ФИПС проверят правильность заполнения Вами заявочной документации, поступления по оплате государственных пошлин: Регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания и принятие решения по заявке на товарный знак по результатам формальной экспертизы (по п.2.1) и проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам (по п.2.4). Если замечаний со стороны патентного ведомства не последует заявка переходит на следующую стадию.
  • Проведение экспертизы по существу. На данном этапе эксперты ФИПС проводят сравнительный анализ по товарным знакам и заявкам на товарные знаки поданным с более ранним приоритетом на предмет схожести с Вашим обозначением. Если противопоставлений найдено не будет - вынесение решения о регистрации товарного знака. Если найдутся противопоставления то эксперт пришлет Вам уведомление с результатами экспертизы. Вы в праве в течении 2-ух месяцев либо согласиться с мнением эксперта либо дать обоснованный ответ на результат экспертизы.
  • Оплата итоговых государственных пошлин по п.п. 2.11(Регистрация товарного знака) и 2.14 (Выдача свидетельства на товарный знак). Далее обозначение вносится в реестр товарных знаков под присвоенным ему номером. Открытые реестра Роспатента (https://www1.fips.ru/registers-web/register).
Обратите внимание, что в 2022 году свидетельства на товарные знаки выдаются в электронном виде.
Алгоритм самостоятельной регистрации ТМ
Схема процесса регистрации товарного знака в Роспатент-е.

Сколько стоит регистрация товарного знака?

При самостоятельной регистрации товарного знака Вы как правило расходуете средства только на уплату государственных пошлин которые составляют:
  1. За подачу заявки на регистрацию (п.п. 2.1) - 3 500 ₽ + 1000 ₽ за каждый из классов МКТУ, для которых запрашивается регистрация, свыше 5
  2. За проведение формальной экспертизы (п.п. 2.1) - 11 500 ₽ + 2500 за каждый из классов МКТУ, для которых запрашивается регистрация, свыше 1
  3. За регистрацию товарного знака (п.п. 2.11) - 16 000 ₽ + 1000 рублей за каждый из классов МКТУ, для которых запрашивается регистрация, свыше 5
  4. За выдачу свидетельства о регистрации товарного знака (п.п. 2.14) - 2000 ₽
И если Вы проводите предварительный поиск самостоятельно через поисковую систему Роспатента (https://www1.fips.ru/iiss/login.xhtml) - 300 рублей, в т. ч. НДС 20%.
Минимальные затраты на регистрацию товарного знака составляют:
При ведении делопроизводства в обычном режиме: 33 000 ₽
При ведении делопроизводства в электронном виде: 23 100 ₽
Калькулятор расчета стоимости регистрации товарного знака on-line (2021)
С 1 января 2021 года положений Федерального закона от 27.12.2019 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» с 1 января 2021 г. в реквизитах для уплаты государственных, патентных и иных пошлин и платежей изменяется Банковский идентификационный код банка получателя средств (БИК) и номер счета банка получателя средств.
При заполнении платежных документов с 1 января 2021 г.
в поле 14 «БИК банка получателя» следует указывать 024501901
в поле 15 Единый казначейский счет следует указывать 40102810045370000002
в поле 17 Казначейский счет следует указывать 03100643000000019500

Время регистрации товарного знака:

Срок предоставления госуслуги по регистрации товарного знака составляет 18 месяцев и 2 недели.

Существует процедура ускоренной регистрации товарного знака - подробнее...

После вынесения решения о регистрации товарного знака срок его действия составляет 10 лет.

При оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления о продлении срока действия исключительного права на товарный знак и принятие решения по результатам его рассмотрения 20 000 рублей + 1 000 рублей за каждый из классов МКТУ свыше 5, продление действия товарного знака может происходить неограниченное количество раз.

Нормативно-правовые акты:

  1. Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака.
  2. Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания.
  3. Требования к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их формы.
  4. Руководство по экспертизе товарных знаков в федеральной службе по интеллектуальной собственности.
  5. Государственная регистрация товарного знака часть 4. Государственная регистрация товарного знака (Статья 1492. Заявка на товарный знак, Статья 1493. Право ознакомления с документами заявки на товарный знак, Статья 1494. Приоритет товарного знака, Статья 1495. Конвенционный и выставочный приоритет товарного знака, Статья 1496. Последствия совпадения дат приоритета товарных знаков, Статья 1497. Экспертиза заявки на товарный знак и внесение изменений в документы заявки, Статья 1498. Формальная экспертиза заявки на товарный знак, Статья 1499. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака, Статья 1500. Оспаривание решений по заявке на товарный знак, Статья 1501. Восстановление пропущенных сроков, связанных с проведением экспертизы заявки на товарный знак, Статья 1502. Отзыв заявки на товарный знак и выделение из нее другой заявки, Статья 1503. Порядок государственной регистрации товарного знака, Статья 1504. Выдача свидетельства на товарный знак, Статья 1505. Внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак, Статья 1506. Публикация сведений о государственной регистрации товарного знака, Статья 1507. Регистрация товарного знака в иностранных государствах и международная регистрация товарного знака).