Словесный товарный знак (фраза, слоган).

Словесным признается товарный знак, в котором используются слова, словосочетания или буквосочетания, а также предложения, выполненные в стандартном шрифтовом оформлении без изобразительных элементов.
Содержание:
  1. Особенности регистрации словесного товарного знака.
  2. Плюсы и минусы.
  3. Что такое охраняемая и неохраняемая (дискламированная) часть товарного знака?
  4. Пример оформления заявки на словесный товарный знак.
  5. Максимальный срок неиспользования товарного знака.

Особенности регистрации словесного товарного знака:

Из самого существа словесного вида товарных знаков следует, что он состоит исключительно из слов.
Какие-либо дополнительные элементы не используют.
Словесный товарный знак должен отвечать критерию уникальности, не обладать признаками тождественности с зарегистрированными или заявленными на регистрацию товарными знаками.
Преимуществом станет совпадение словесного товарного знака с доменным именем сайта организации правообладателя.
Проверить возможность регистрации - бесплатно за 15 минут!
Проверка обозначения на возможность его регистрации в качестве словесного товарного знака.
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Слова и сочетания могут быть как существующими, так и выдуманными.
Количество слов и язык исполнения не имеют значения.
В качестве товарного знака, выраженного в словоформе, чаще всего регистрируют:
  1. названия компаний, товаров и услуг;
  2. слоганы;
  3. домены.
Словесный товарный знак легче всего проверить на наличие совпадений с уже существующими зарегистрированными товарными знаками и знаками обслуживания. Словесные обозначения без труда можно сопоставить с другими, проверить на уникальность и на предмет различительных свойств исполнения.

При создании словесного товарного знака важно учесть:

  • Общеупотребительность
    Общеупотребительность — словесный товарный знак не должен являться общеупотребительным и относиться к виду товара или услуги. Пример — «Продукты» или «Стоматологическая клиника»;
    1
  • Описательность
    Описательность — словесное обозначение не должно описывать товар или услугу, особенно стоит избегать терминов в превосходной степени. Пример — «свежие продукты», «лучшие продукты».
    2
  • Географическое происхождение
    Географическое происхождение — в словесном обозначении не должно быть термина, который связан с географией, но не относятся к месту происхождения товара и вводит потребителя в заблуждение. Пример — «плитка итальянского качества», когда на самом деле товар не имеет никакого отношения к Италии;
    3
  • Принципы морали и гуманности
    Принципы морали и гуманности — словесное обозначение не должно содержать слов или сочетаний, которые противоречат нормам морали и нравственности, содержит оскорбительные или нецензурные элементы, противоречит интересам общества.
    4
Помимо прочего, в качестве словесных товарных знаков не регистрируют:
  1. Товарные знаки, сходные до степени смешения с фирменными наименованиями и коммерческими обозначениями или их элементами, которые ранее возникли у других лиц;
  2. Названия идентичные известным в РФ произведениям науки, литературы или искусства, именам персонажей или цитатам из произведений, если не получено согласие правообладателя на указанные объекты интеллектуальной собственности;
  3. Имена, псевдонимы и производные от них без согласия лица, которому они принадлежат.

В чем Плюсы и минусы регистрации?

Плюсы:

  • положительный эффект от одноименных средств. Потребитель запомнит название товара и с легкостью найдет нужный сайт на просторах интернета;
  • действие исключит создание третьими лицами сайта с доменным именем, которое тождественно с зарегистрированным товарным знаком правообладателя.
Дублирование словесного товарного знака третьими лицами в доменах сайтов станет нарушением прав на товарный знак.
В случае выхода на рынки других стран важно проверить соответствие перевода слова или сочетания целям и миссии компании и на предмет искажения смысла.
При переводе слово может приобрести иной смысл.
Как правило, при подаче заявки на регистрацию словесного товарного знака на русском языке в поле «описание заявки» указывают его транслитерацию на латинице.
Пример: Калорик – «Kalorik».

Минусы:

Несмотря на то, что у словесного обозначения есть ряд преимуществ, существуют и недостатки:
  1. Простоту исполнения можно отнести как к плюсам, так и к минусам.
  2. Яркие изобразительные элементы, цвета, оригинальные звуковые элементы чаще запоминаются и вызывают у потребителей прочные ассоциации с определенными товарами и услугами.
  3. С каждым разом все труднее придумать интересное и запоминающееся словесное обозначение, которые отвечает требованиям закона. Товарных знаков много и большое количество ярких, запоминающихся слов и сочетаний может быть уже занято.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ:
  1. Пример из судебной практики, который содержит факт нарушения прав на товарный знак, выраженный в тождественном доменном имени: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/e198ab9a-3319-4f87-9ee6-1cba0c21716e/c11c7cfb-ba60-41f0-9249-b01a53cd7901/A45-10613-2019_20200628_Reshenie.pdf?isAddStamp=True
  2. Пример из судебной практики об отказе в регистрации товарного, который ассоциируется с географией происхождения товара: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/1090bb64-6a25-4509-9cfb-4601cefdb12f/9e1640b4-31d0-4e19-af30-51da2fcb70dc/SIP-208-2015_20160201_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True

Что такое охраняемая и неохраняемая части словесного товарного знака?

Охраняемая и неохраняемая части словесного товарного знака.
Правообладатель при регистрации обозначения в виде слова или словосочетания преследует цель монополизировать и закрепить за собой право использования такого словесного обозначения в выбранных классах МКТУ.
Помимо успешной регистрации товарного знака в Роспатенте и получения свидетельства, для дальнейшего использования и полноценной реализации цели регистрации товарного знака важно, чтобы товарный знак отвечал критериям охраноспособности.
Если ведомство по интеллектуальной собственности зарегистрирует товарный знак, но признает не охраняемым в части или полностью, правовая охрана такого товарного знака и процесс дальнейшей защиты станут затруднительными.
К неохраняемым (дискламированым) элементам товарных знаков, как правило, относят общеупотребительные слова и выражения, монополизация которых может препятствовать другим добросовестным участникам рынка.
Пример: «Клиника Доктора Вернадского» – слово «клиника» скорее всего будет вынесено их охраняемой части товарного знака.

Алгоритм оформления заявки на словесный товарный знак:

Алгоритм регистрации словесного товарного знака
Схема процесса регистрации словесного товарного знака в Роспатент-е.

Какой максимальный срок неиспользования?

Максимальный срок, на протяжении которого правообладатель может не использовать зарегистрированный товарный знак, устанавливается законом и равен 3 (трем) годам.
После истечения указанного срока любое заинтересованное лицо может потребовать аннулировать товарный знак.
Если ваш товарный знак не подходит под понятие "словесный", предлагаем ознакомиться также с другими видами товарных знаков:

Регистрация фразы:

Если Вы лично придумали фразу, выражение, и хотите ее защитить Вам следует рассмотреть два возможных варианта защиты:
  • Защита фразы через авторские права (депонирование).
  • Защита фразы через регистрацию товарного знака и получение исключительных прав.
  1. Первый вариант защиты подходит физическому лицу – автору фразы, выражения.
  2. Второй вариант защиты на территории РФ может быть предоставлен только юридическому лицу – правообладателю товарного знака.

Слоган - регистрация и защита:

  1. Слоган выделяет компанию, ее продукцию или услугу на рынке среди конкурентов. Точного определения слогана не существует, но как правило, под слоганом понимают лаконичную броскую фразу, которая легко запоминается, выражает суть рекламного сообщения.

Как проверить уникальность слогана?

Слоган может быть исполнен на любом языке.
В случае использования слогана на иностранном языке на территории Российской Федерации важно учитывать нормы Федерального закона О государственном языке. Нормы закона требуют оформления перевода в идентичном по написанию и техническому оформлению виде, в сферах, которые указаны в статье 3.
При этом фразу на иностранном языке, которая представляет собой фирменное наименование, товарный знак или знак обслуживания, не переводят.
Слоган, как правило, регистрируют в виде словесного товарного знака.
Для проверки уникальности слогана следует осуществить ряд действий:
  • Проверить наличие тождественных или схожих до степени смешения фраз в сети интернет. В этом помогут поисковые системы — Яндекс, Google, Yahoo, Bing и другие.
  • Проверить на использование фразы конкурентами в той области, в которой планируется использование, в том числе в качестве коммерческого обозначения. Провести маркетинговый анализ с использованием поисковых систем и социальных сетей.
  • Проверить биржи фриланса на предмет выполнения схожих заказов. Проверка даст наиболее эффективный результат, если проверять фразы не только на русском, но и на английском языке, а также других часто используемых языках.
  • Проверить базы зарегистрированных товарных знаков и поданных заявок на регистрацию товарных знаков в странах, где планируется использование слогана.
Важно знать:

В случае, если слоган отвечает критериям уникальности и был разработан для компании третьим лицом, необходимо заключить договор об отчуждении исключительных прав на слоган между компанией и создателем слогана.

Для использования фразы без каких-либо ограничений выполнение этого действия важно.

Как защитить слоган от копирования?

Сам по себе слоган не всегда может выступать объектом авторского права.
В связи с тем, что компании (бренды) широко используют слоганы, в частности как элементы фирменного стиля, необходимы способы для обеспечения правовой охраны и защиты отличительных фраз компаний.
  1. Уникальный слоган, который использует компания, может охраняться законом в качестве коммерческого обозначения. Право на коммерческое обозначение предусмотрено статьей 1539 ГК РФ.
  2. Самым распространенным способом охраны слогана принято считать регистрацию в качестве товарного знака. В случае регистрации слогана в качестве товарного знака применяются правила и ответственность за нарушение исключительных прав на товарные знаки в рамках территории страны, на которой зарегистрирован товарный знак.

Ответственность за нарушения в отношении слоганов:

Зарегистрированный в качестве товарного знака, устанавливает статья 1515 ГК РФ.
В зависимости от нарушения может применяться административная или уголовная ответственность.
  • Административная ответственность указана в статье 14.10 КоАП РФ.
  • Уголовная ответственность содержится в статье 180 УК РФ.
Примеры слоганов, зарегистрированных в качестве товарных знаков: