Роялти представляет собой денежное вознаграждение, выплачиваемое за использование объектов интеллектуальной деятельности, в том числе товарных знаков.
Например, процент от прибыли, которую приносит использование товарного знака.
Выплата роялти при использовании товарного знака регулируется лицензионным договором.
Стороны согласовывают порядок и сумму выплат.
Пример товарного знака с зарегистрированными лицензионными соглашениями:


- объем предоставляемых прав по договору – на исключительную лицензию ставка обычно больше, чем на неисключительную;
- уникальность – если для сделки имеет значение конкретный товарный знак, цена может быть выше из-за исключительности предложения. В то время как при возможности выбора, при наличии конкурентных предложений размер роялти может меняться в меньшую сторону. Такое условие учитывается при формировании размера роялти, если лицензиат делает выбор из нескольких товарных знаков;
- goodwill (репутация) товарного знака – если у компании-правообладателя сложилась определенная положительная репутация на рынке, то размер платежей за использование товарного знака будет выше;
- рыночная стоимость товарного знака – подтверждается оценкой;
- отсутствие обременений – если по товарному знаку уже заключены лицензионные договоры или он выступает предметом залога, размер роялти может быть снижен.
Для расчета платежей за использование товарного знака принято учитывать привязку размера роялти к рыночной стоимости товарного знака или исходить из процентных отчислений от объема продаж или чистой прибыли.
Размер роялти должен быть экономически обоснован, иначе могут возникнуть сложности с налоговым учетом сумм по лицензионному договору.
Для определения ставки роялти применяют методы, применяемые к оценке товарного знака:
- затратный;
- доходный;
- сравнительный.
Оценка стоимости товарного знака
Постановка на бухгалтерский учет