Заказать обратный звонок.
Укажите номер телефона и мы перезвоним Вам в течении 10 минут.
Ваш номер телефона:
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Международная практика

Человек-паук – главное яблоко раздора этого лета

Новость о том, что Disney Studios и Sony Picturies не удалось прийти к соглашению о правах на Человека-Паука, облетела весь мир.


Как спор компаний о прибыли касается интеллектуальной собственности?


Начнем с небольшой предыстории. Человек-Паук как авторское произведение Стэна Ли и Стива Дитко появился на страницах комиксов Marvel в далеком 1962 году. В 1980-х первенство на комиксном рынке выхватывает DC Comics, что заставляет Marvel продавать права на экранизацию своих персонажей (исключительные лицензии), чтобы окупить потери. Права покупали как не самые известные (Cannon Films, Carolco Pictures), так и именитые (Metro-Goldwyn-Mayer) киностудии. Но в 1999 году Marvel смогла вернуть себе права на Паука, но почти тут же продала их Sony за 7 000 000$, чтобы избежать банкротства.

Sony стали одними из первых, кто начал выводить комиксы о супергероях на большие экраны.

После оглушительного успеха первой трилогии про Человека-паука компания решила повторить этот успех, но зрители уже более критично приняли перезапуск.

Кассовый провал и иные финансовые трудности вынудили Sony заключить соглашение с Marvel Studios, у которых к тому моменту уже была своя киновселенная, на совместное использование Человека-Паука.

Небольшой нюанс – по сделке 2015 года Marvel смогла включить Паука в свою киновселенную, но права на экранизацию персонажа все еще принадлежат Sony, как и сольные проекты персонажа. Таким образом, из открытых источников было известно, что Marvel получала только доходы от первого дня проката. Сейчас в кино наступила эпоха киновселенных, когда почти каждая уважающая себя киностудия старается создать свой кинематографический мир. Вот и Sony старается не отставать от тренд-сеттеров киноиндустрии, что возможно могло стать одним из факторов разлада компаний. Дело в том, что когда Sony выкупала права на Человека-Паука, были выкуплены злодеи и герои в привязке с ним, и сейчас компания активно продвигает их на кинорынке.
Также нельзя не отметить тот факт, что теперь Marvel является частью огромной компании Disney (очевидно, чтобы задействовать в своей киновселенной больше когда-то «проданных» героев, не выкупая прав на их экранизацию), это значит, что решения о судьбах будущих героев киновселенной решает непосредственно не глава Marvel Studios, а глава Disney.

Договор отчуждения исключительных прав

Что именно стало камнем преткновения между студиями достоверно неизвестно, но однозначно можно сказать одно – юристам компаний нужно очень постараться, чтобы добиться нового устраивающего обе стороны соглашения.

Судебная практика Авторское право и смежные права